Спектакль для Старшего Инспектора.
- В чем секрет фокуса?
- Не знает никто.
- Он шарлатан и плут. Он все подстроил.
Фильм-номинант на Оскар по книге пулитцеровскго лауреата Стивена Маллхаузера «Иллюзионист Эйзенхайм». Притягательная магическая история о пылкой любви и сверхчеловеческих страстях с одним из самых талантливых актеров современности Эдвардом Нортоном в главной роли, вышла в свет в 2006 году. Иллюзионист Эйзенхайм одним взмахом руки завораживал венскую публику начала ХХ века, но сердце великого мага и чародея было отдано одной-единственной женщине. Чтобы завоевать возлюбленную, властитель умов и иллюзий решается на свой самый главный фокус.… На этом, собственно, и построен сюжет картины.
Понять фильм можно только со второго раза. В первый будет слишком много эмоций, которые помешают объективному восприятию всех взаимосвязанных деталей. С этой точки зрения, фильм просто клад и бездонный колодец. Сколько ни смотри, всегда найдешь что-то новое. Итак, перейдем к сюжетной линии, с которой, надеюсь, вы уже знакомы.
Сюжет освещается с нескольких точек зрения: Инспектора Уля (псевдо-правдивая), главных героев (скрытая), общая (прочие герои и зрители). При этом все действие разворачивается вокруг одного, как мы потом узнаем, фокуса. Но сначала так не кажется. Вполне обычная трагедия. Но все это шелуха. Она слезает в последних кадрах, где и раскрывается секрет фокуса. Конечно, зритель начинает что-то подозревать уже во время кульминации (исчезновение Эйзенхайма), еще больше смутное предчувствие усиливается после сцены самоубийства кронпринца. Но фокус на то и существует, чтобы заставить зрителя поверить в чудо и при этом не догадываться, что его дурачат. Итак, мы определились, фокус имел место быть теперь подробнее о его целях и методах реализации.
Какую же цель преследовал Иллюзионист? Он сам отвечает на этот вопрос: «Быть с ней». Все ради любви. Трагической любви: они были знакомы с детства, но их разлучили обстоятельства. Он из бедной семьи, она – дворянка, герцогиня. Насколько близки они могли быть? И вот спустя много лет перед ними встает та же проблема. Но теперь все осложняет наличие между влюбленными жениха Софи: кронпринца – жестокого, стремящегося к власти, волевого человека. О нем ходят разные слухи. Говорят, что одну из своих любовниц он столкнул с балкона. А еще говорят: он готовит государственный переворот, чтобы сместить своего отца. Именно для этого ему и нужна Софи, поэтому он ее не отпустит, и будет преследовать. Им не скрыться. Об этом знает и она, и Эйзенхайм. Но они хотят быть вместе, и их ничто не остановит.
«-Она понимает к чему это приведет?
- Целиком и полностью…»
Для того, чтобы жить спокойно им необходимо избавиться от преследования кронпринца или от него самого. Иллюзионист находит выход: подстроить смерть и обвинить в этом наследника престола. «Здесь вы можете делать, что угодно, не опасаясь последствий. И наказать вас некому. За одним исключением…» Да, не все так просто. И тут заговорщики находят неожиданного союзника, ставшего послушным орудием в руках фокусника. Это Старший Инспектор Уль, - соратник принца, верный пес, посвященный в тайны, но еще не потерявший элементарных принципов и не продавшийся с потрохами за все блага. Только он может остановить разбушевавшегося принца, но только если сам поверит в его вину. А значит надо заставить его поверить. И вот тут начинается волшебство в «театре одного зрителя».
Один раз Эйзенхайм уже одурачил инспектора, умерив его пыл, когда тот пытался выведать секрет «апельсинового дерева». Причем сделал это настолько красиво, что инспектор не нашел ничего возразить и, в принципе, остался доволен. Он получил маленький секрет, не заметив, что таким образом его отвлекли от более крупного. Но самый главный фокус впереди.
Как же заставил Иллюзионист поверить в вину кронпринца? Задатки для этого уже есть: инспектор знал о взрывном характере наследника престола, к тому же, имел исключительное уважение к личности Эйзенхайма. Это эмоциональная основа, на которую складывались в определенном порядке улики. Показания свидетелей, драгоценные камни в складках одежды Софи и в конюшне, кровь в стойле, медальон и конечно же свидетельство самой «убитой»: «Он находится сейчас в этом зале». Только инспектор Уль знал, что кронпринц в это время сидит в толпе. В общем, умный и прагматический инспектор дал себя одурачить, поверил в сверхъестественность происходящего.
Еще одну ошибку он совершил, когда дважды повелся на приманку – папку «Апельсиновое дерево». Эйзенхайм же прекрасно знал эту его слабость к секрету этого фокуса. Конечно, во второй раз инспектор уже что-то заподозрил, а позднее даже понял. Он все-таки сумел раскрыть секрет фокуса. Но было слишком поздно. Цель достигнута: влюбленные свободны. Инспектору остается только рассмеяться над собственной глупостью, снять шляпу и аплодировать блестящему исполнению трюка. «Все, что вы видели – иллюзия».
Еще одна спорная личность – кронпринц. Он уже даже не марионетка, а человек, которого распиливают в квадратном ящике. Беспомощный, но от этого не менее злобный и опасный. Он понимает, что невиновен, но не может это объяснить самому себе (т.к. ничего не помнит) и доказать окружающим, поэтому и злится. Он – единственный человек из массы, понимающий, что все происходящее фокус. Но он не может объяснить это, только предполагать. «Он пытается тебя обмануть. Я пытаюсь тебя просветить. Какая из этих задач благороднее?» Данный персонаж – классический пример, как может отношение окружающих и репутация повлиять на судьбу. Ведь мнение общественности, это не последнее, чем оперировал Эйзенхайм, создавая иллюзию для инспектора.
В общем, мы видим, как из мелких деталей создается общая картина. Она иллюзорна, но зрители в нее верят. А всем этим управляет «кукловод» - великий маг и чародей, шарлатан и плут, готовый на все ради любви. Разыграть спектакль-трагедию для одного зрителя – вот лишь меньшая часть. Отсюда встает вопрос: как отличить правду от лжи, и вообще есть ли та грань, или все что имеет значение – это вера отдельных людей, отношение массы, формирующиеся под влиянием сильной личности. Вопрос открыт. Ведь у каждого есть на него свой ответ. Тот, кто хочет быть одурачен – будет. Не важно кем и когда. Просто люди любят верить, и то, во что они верят – есть правда для них.
«Иногда и правда всего лишь иллюзия».
Понять фильм можно только со второго раза. В первый будет слишком много эмоций, которые помешают объективному восприятию всех взаимосвязанных деталей. С этой точки зрения, фильм просто клад и бездонный колодец. Сколько ни смотри, всегда найдешь что-то новое. Итак, перейдем к сюжетной линии, с которой, надеюсь, вы уже знакомы.
Сюжет освещается с нескольких точек зрения: Инспектора Уля (псевдо-правдивая), главных героев (скрытая), общая (прочие герои и зрители). При этом все действие разворачивается вокруг одного, как мы потом узнаем, фокуса. Но сначала так не кажется. Вполне обычная трагедия. Но все это шелуха. Она слезает в последних кадрах, где и раскрывается секрет фокуса. Конечно, зритель начинает что-то подозревать уже во время кульминации (исчезновение Эйзенхайма), еще больше смутное предчувствие усиливается после сцены самоубийства кронпринца. Но фокус на то и существует, чтобы заставить зрителя поверить в чудо и при этом не догадываться, что его дурачат. Итак, мы определились, фокус имел место быть теперь подробнее о его целях и методах реализации.
Какую же цель преследовал Иллюзионист? Он сам отвечает на этот вопрос: «Быть с ней». Все ради любви. Трагической любви: они были знакомы с детства, но их разлучили обстоятельства. Он из бедной семьи, она – дворянка, герцогиня. Насколько близки они могли быть? И вот спустя много лет перед ними встает та же проблема. Но теперь все осложняет наличие между влюбленными жениха Софи: кронпринца – жестокого, стремящегося к власти, волевого человека. О нем ходят разные слухи. Говорят, что одну из своих любовниц он столкнул с балкона. А еще говорят: он готовит государственный переворот, чтобы сместить своего отца. Именно для этого ему и нужна Софи, поэтому он ее не отпустит, и будет преследовать. Им не скрыться. Об этом знает и она, и Эйзенхайм. Но они хотят быть вместе, и их ничто не остановит.
«-Она понимает к чему это приведет?
- Целиком и полностью…»
Для того, чтобы жить спокойно им необходимо избавиться от преследования кронпринца или от него самого. Иллюзионист находит выход: подстроить смерть и обвинить в этом наследника престола. «Здесь вы можете делать, что угодно, не опасаясь последствий. И наказать вас некому. За одним исключением…» Да, не все так просто. И тут заговорщики находят неожиданного союзника, ставшего послушным орудием в руках фокусника. Это Старший Инспектор Уль, - соратник принца, верный пес, посвященный в тайны, но еще не потерявший элементарных принципов и не продавшийся с потрохами за все блага. Только он может остановить разбушевавшегося принца, но только если сам поверит в его вину. А значит надо заставить его поверить. И вот тут начинается волшебство в «театре одного зрителя».
Один раз Эйзенхайм уже одурачил инспектора, умерив его пыл, когда тот пытался выведать секрет «апельсинового дерева». Причем сделал это настолько красиво, что инспектор не нашел ничего возразить и, в принципе, остался доволен. Он получил маленький секрет, не заметив, что таким образом его отвлекли от более крупного. Но самый главный фокус впереди.
Как же заставил Иллюзионист поверить в вину кронпринца? Задатки для этого уже есть: инспектор знал о взрывном характере наследника престола, к тому же, имел исключительное уважение к личности Эйзенхайма. Это эмоциональная основа, на которую складывались в определенном порядке улики. Показания свидетелей, драгоценные камни в складках одежды Софи и в конюшне, кровь в стойле, медальон и конечно же свидетельство самой «убитой»: «Он находится сейчас в этом зале». Только инспектор Уль знал, что кронпринц в это время сидит в толпе. В общем, умный и прагматический инспектор дал себя одурачить, поверил в сверхъестественность происходящего.
Еще одну ошибку он совершил, когда дважды повелся на приманку – папку «Апельсиновое дерево». Эйзенхайм же прекрасно знал эту его слабость к секрету этого фокуса. Конечно, во второй раз инспектор уже что-то заподозрил, а позднее даже понял. Он все-таки сумел раскрыть секрет фокуса. Но было слишком поздно. Цель достигнута: влюбленные свободны. Инспектору остается только рассмеяться над собственной глупостью, снять шляпу и аплодировать блестящему исполнению трюка. «Все, что вы видели – иллюзия».
Еще одна спорная личность – кронпринц. Он уже даже не марионетка, а человек, которого распиливают в квадратном ящике. Беспомощный, но от этого не менее злобный и опасный. Он понимает, что невиновен, но не может это объяснить самому себе (т.к. ничего не помнит) и доказать окружающим, поэтому и злится. Он – единственный человек из массы, понимающий, что все происходящее фокус. Но он не может объяснить это, только предполагать. «Он пытается тебя обмануть. Я пытаюсь тебя просветить. Какая из этих задач благороднее?» Данный персонаж – классический пример, как может отношение окружающих и репутация повлиять на судьбу. Ведь мнение общественности, это не последнее, чем оперировал Эйзенхайм, создавая иллюзию для инспектора.
В общем, мы видим, как из мелких деталей создается общая картина. Она иллюзорна, но зрители в нее верят. А всем этим управляет «кукловод» - великий маг и чародей, шарлатан и плут, готовый на все ради любви. Разыграть спектакль-трагедию для одного зрителя – вот лишь меньшая часть. Отсюда встает вопрос: как отличить правду от лжи, и вообще есть ли та грань, или все что имеет значение – это вера отдельных людей, отношение массы, формирующиеся под влиянием сильной личности. Вопрос открыт. Ведь у каждого есть на него свой ответ. Тот, кто хочет быть одурачен – будет. Не важно кем и когда. Просто люди любят верить, и то, во что они верят – есть правда для них.
«Иногда и правда всего лишь иллюзия».